Либретто балета «сон в летнюю ночь»

Либретто балета "сон в летнюю ночь": сюжет, персонажи, история

Действующие лица[править | править код]

  • Тесей, герцог афинский
  • Эгей, отец Гермии
  • влюблённые в Гермию
    • Лизандр
    • Деметрий
  • Филострат, распорядитель увеселений при дворе Тесея
  • Пигва, плотник
  • Мигва, столяр
  • Основа, ткач
  • Дудка, починщик раздувальных мехов
  • Рыло, медник
  • Заморыш, портной
  • Ипполита, царица амазонок, обручённая с Тесеем
  • Гермия, дочь Эгея, влюблённая в Лизандра
  • Елена, влюблённая в Деметрия
  • Оберон, царь фей и эльфов
  • Титания, царица фей и эльфов
  • Пак, или Плутишка Робин, маленький эльф
  • эльфы
    • Душистый Горошек
    • Паутинка
    • Мотылёк
    • Горчичное Зерно
    • Феи и эльфы, покорные Оберону и Титании, свита

Место действия — Афины и лес поблизости.

Пересказ очень кратко

В Афинах идет подготовка к свадьбе Тезея и Ипполиты. В это время в лесу неподалеку ссорится правящая верхушка эльфийского царства. Оберон решает наказать непокорную супругу и велит одному из слуг-эльфов (Пэку) намазать ей глаза колдовским зельем, чтобы первый, кого она увидит, стал ее возлюбленным.

Во дворце Эгей пытается наставить дочь на путь истинный и заставляет ее выйти замуж за Деметрия. Гермия отпирается, убегает в лес с возлюбленным Лизандром. За ними следуют Деметрий и Елена.

Подруга Елены, безответно влюбленная в Деметрия, вызывает сочувствие Оберона, и он приказывает Пэку намазать веки молодого мужчины, чтобы тот влюбился в Елену после сна. Но маленький эльф перепутал мужчин и намазал веки Лизандра, который, проснувшись, увидел Елену и полюбил ее.

После разгневанный Оберон возвращает все, как было задумано. Пары воссоединяются. Эгей смиряется с неизбежным, Тезей дает разрешение на парную свадьбу.

Действующие лица и исполнители

20 ДЕКАБРЯ

Титания — Петра КонтиОберон — Антонино СутераКавалер Титании — Эрис НежаПак — Маурицио ЛичитраЕлена — Эмануэла Монтанари Гермия — Сабрина Браццо Деметрий — Массимо далла МораЛизандр — Алессандро ГриллоИпполита — Марияфранческа ГарританоТезей — Маттео БонджорноОснова — Мэтью ЭндикоттМотылек — Антонелла Альбано

Дивертисмент

Па де де II акта

Петра Конти, Эрис Нежа

Шесть девушек свиты София РозолиниФранческа ПодиниАнтонина ЧапкинаДениз ГаццоМарта ДжераниДжулия Скембри

Шесть юношей свиты Кристиан ФаджеттиКарло ди ЛанноМарко АгостиноФабио СальибенеМассимо ГаронКлаудио Ковьелло

21 ДЕКАБРЯ

Титания — Франческа ПодиниОберон — Клаудио КовьеллоКавалер Титании — Габриэле КоррадоПак — Риккардо МассимиЕлена — Эмануэла Монтанари Гермия — Сабрина Браццо Деметрий — Маурицио ЛичитраЛизандр — Алессандро ГриллоИпполита — Антонелла АльбаноТезей — Маттео БонджорноОснова — Мэтью ЭндикоттМотылек — Серена Сарнатаро

Дивертисмент

Па де де II акта

Франческа Подини, Габриэле Коррадо

Шесть девушек свиты София РозолиниПетра КонтиАнтонина ЧапкинаДениз ГаццоМарта ДжераниДжулия Скембри

Шесть юношей свиты Кристиан ФаджеттиКарло ди ЛанноМарко АгостиноФабио СальибенеМассимо ГаронАндреас Лохманн

22 ДЕКАБРЯ

Титания — Петра КонтиОберон — Антонино СутераКавалер Титании — Эрис НежаПак — Федерико ФрезиЕлена — Эмануэла Монтанари Гермия -Сабрина Браццо Деметрий — Массимо далла МораЛизандр — Риккардо МассимиИпполита — Марияфранческа ГарританоТезей — Маттео БонджорноОснова — Мэтью ЭндикоттМотылек — Антонелла Альбано

Дивертисмент

Па де де II акта

Петра Конти, Эрис Нежа

Шесть девушек свиты София РозолиниФранческа ПодиниАнтонина ЧапкинаДениз ГаццоМарта ДжераниДжулия Скембри

Шесть юношей свиты Кристиан ФаджеттиКарло ди ЛанноМарко АгостиноФабио СальибенеМассимо ГаронКлаудио Ковьелло

Дирижер Алессандро ФеррариОркестр Большого театра

Артисты балета Театра Ла СкалаПри участии учащихся Московской государственной академии хореографии и Детского хора Большого театра (хормейстер Юлия Молчанова)

Описание балета сон в летнюю ночь

Ранний балет Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь» (1977) продолжает шекспировскую тему, начатую «Ромео и Джульеттой» — первым «полнометражным» произведением гамбургского хореографа. Далее последовали «Отелло», «МОЦАРТ и мотивы из „Как вам это понравится“», «ВИВАЛЬДИ, или „Двенадцатая ночь“», в этом сезоне будет представлена новая версия «Гамлета».

Ноймайер так говорит о своих шекспировских балетах: «Танец переводит Шекспира на оптический язык — но не сами слова, а мир его образов, суть его слов. Мы танцуем, что называется, между строк».

Сон в летнюю ночь — это сон аристократки Ипполиты, переживающей накануне своей свадьбы с герцогом Тезеем. Накануне он игнорировал свою робкую невесту, заигрывал в её присутствии с другими дамами. На сцене — наполеоновская эпоха, костюмы в стиле «ампир».

Ноймайер так раскрывает свой замысел: «В событиях отражается то, что хорошо воспитанная женщина благородного происхождения не может произнести вслух и о чём она даже не может подумать. В нереальной же ситуации у человека больше мужества для того, чтобы выразить вещи эротического или же агрессивного плана: мы видим, как Ипполита в образе Титании противостоит своему партнёру — во сне это Оберон — и с какой прямотой она сражается с ним или ему противоречит».

В балете взаимодействуют три мира: мир аристократов, где все классически двигаются под музыку Мендельсона-Бартольди; мир эльфов и фей (тревожно-звенящая музыка Дьёрдя Лигети) и мир простолюдинов, появление которых сопровождает шарманка (её звучание, включая мелодии из «Травиаты» и «Риголетто», принадлежит к самому замечательному, что есть в этом спектакле). Эти миры метафорически сплетаются во сне Ипполиты.

В первой картине идёт подготовка к свадьбе. Часть сцены скрыта синим занавесом, который затем сорвётся мелкими струящимися волнами, чтобы погрузить нас в сновидческое пространство. На этом отгороженном участке ощущается некоторая скученность действующих лиц — им всем некуда взлететь и негде размахнуться в танце, они и не размахиваются.

Во сне неуверенная в себе Ипполита превращается в сверкающую агрессивной энергией гордую Титанию — эти роли с должным контрастом на представлении 7 ноября исполнила Хелена Буше. Опорой королеве эльфов служат сложные констелляции из серебристо-блестящих эльфов. Образ Титании — один из самых сильных и захватывающих в балете, но кроткая традиционно женственная Ипполита значительно перевешивает по количеству сценического времени.

Оберон (Эдвин Ревазов) — холодная статичная фигура, не лишённая жестокости при всех своих добрых намерениях. Пак — одна из наиболее интересных партий с акробатическими элементами, её блестяще танцует Александр Труш. Только что Пак в балете уже довольно взрослый мужик, и когда Оберон бьёт его в наказание по попке, выглядит это не так смешно, как странно.

Пары, вовлечённые в любовную путаницу — это романтически-стандартные Гермия (Шарлотта Ларцелере) и садовник Лизандр (Алессандро Фрола), а также поданные с юмором Елена, теряющая свои очки (Хью Лин) и несколько карикатурный офицер Деметрий (Феликс Пакет).

Драматургический талант Джона Ноймайера несомненен, однако в этом раннем балете ещё есть драматургические несовершенства, не вполне ясно прочерченные сюжетные линии. Например, не вполне понятна история с ослом (Марк Юбете) — зачем она была, всё-таки, нужна. В балете это проделка Пака ради собственного развлечения. Сюжет забавной пьесы «Пирам и Тисба» не просматривается, если не знать произведения Шекспира. И, самое главное, нет ответа на вопрос, почему Тезей — реалистическая ипостась Оберона — изменил своё отношение к невесте, почему он вдруг заботливо влюбился в неё. Может быть, потому что у Шекспира сдаётся Титания, а Ноймайер в своём балете решил найти более справедливое решение (но не мотивировал его должным образом).

К всеобщей радости «мистерия человеческой любви в тысячах трогательных, эротических или чрезвычайно комических вариантах» заканчивается нарядной торжественной свадьбой, полной улыбок и цветов.

Непредсказуемые приключения и опасности в лесу

Лес, который является основным местом действия балета, представлен как загадочное и мистическое место, полное опасностей и сюрпризов. Герои балета, включая влюбленные пары Гермию и Лизандра, Гелию и Деметрия, а также обаятельного волшебника Пука и королеву фей Титанию, втягиваются в необычные события, когда их пути перекрещиваются в лесу.

В темной части леса живет общество фей и эльфов, которые с радостью играют шалости со своими волшебными способностями. Однако, эти игры могут иметь серьезные последствия, когда волшебство конечностей становится слишком сильным для героев.

Герои балета сталкиваются с множеством запутанных ситуаций и опасностей, вызванных волшебством и странным поведением фей. Они оказываются в забытом лесном храме, попадают в лабиринт и борются с возвращением к реальности.

Однако, все непредсказуемые приключения и опасности в лесу для героев балета оказываются не просто пугающими испытаниями, но и средством обретения мудрости и прозрения. Лес становится метафорой духовного пути и изменения для всех персонажей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: