Характеристика главных героев рассказа а.и. куприна «белый пудель»

Презентация на тему творческая мастерская по рассказу александра ивановича куприна «белый пудель»

Краткое содержание рассказа «Белый пудель» подробно по главам

Глава 1

Автор описывает своих персонажей: он подчеркивает ум мальчика, трудолюбие Лодыжкина, метко характеризует большого белого пуделя Арто.

Глава 2

Куприн рассказывает о трудном дне, который выпал на долю бродячих артистов, которые трудились весь день на жаре в дачном поселке, но их везде выгоняли, и они ничего не заработали. А хозяйка одного дома поиздевалась над ними, дав им испорченную монету.

Глава 3

Начинается завязка истории: герои выступили перед дачей одной барыни, у которой был избалованный сын. Мальчику понравился Арто, и тогда дама предложила Лодыжкину за пуделя крупную сумму, но старик отказался продавать пса.

Глава 5

Происходит развитие действия: маленькая труппа остановилась у водопада, где они решают переночевать. Наутро они обнаружили исчезновение пуделя. Лодыжкин догадался, что собаку украл дворник барыни. Мартын и Сергей тщетно пытаются найти пса. Они не могли обратиться к мировому судье, так как у Лодыжкина не было паспорта.

Глава 6

Кульминация истории. В ней повествуется о решимости Сергея выручить Арто. Ночью мальчик один отправился на дачу, с трудом нашел Арто в сарае и вместе с ним, рискуя быть пойманным дворником, бежал. Сергей выбрал кратчайшее расстояние до улицы. Мальчик-акробат перелезает через стену и вместе с Арто возвращается к Мартыну. Тот хотел расспросить мальчика о случившемся, но Сергей так крепко заснул, что разговор пришлось отложить.

История создания

Александр Куприн очень любил Крым. Ежегодно писатель отправлялся на полуостров с семьей. Во время отдыха в Мисхоре их дачу часто посещали бродячие артисты. Но особо автора произведения заинтересовала группа, состоящая из дедушки с шарманкой за плечами, подростка Сергея и дрессированного пуделя. Так и родился сюжет произведения «Белый пудель» в жанре рассказа.

Та трупа была популярной среди местных жителей. Стоило заиграть музыке, как наемные строители и дачники, маленькие дети с родителями, нянями сбегались посмотреть представление. Александр Иванович всегда был дружелюбен с циркачами и приглашал после выступления к столу. Старик не был разговорчивым, поэтому всегда отказывался садиться за стол. Музыканты просто брали миски и совершали трапезу в тени деревьев. А вот Сережа резво шел на контакт. Он рассказал Куприну, как однажды побывал в цирке. Его поразило выступление акробатов, поэтому мальчик начал заниматься любимым делом.

Именно Сергей подал тему для сюжета произведения. Он поведал писателю историю о богатой барышне, требовавшей продать пуделя ей. Тогда все закончилось хорошо. Артисты просто ушли из города скорее, дабы не лишиться верного друга и не обрести славу воров. Версия, основанная на реальных событиях, была обыграна Александром Ивановичем. Таким образом, родился под пером автора рассказ «Белый пудель».

Одноименный рассказ Куприна

Рассказ Куприна «Белый пудель» был впервые опубликован в 1903 году в петербургских журналах. Он был признан одним из лучших рассказов писателя, — перед просмотром киноленты его желательно прочитать. Идеей рассказа являются основные вещи в жизни, такие как крепкая дружба и преданность своим любимым. Вследствие, многим и книга понравится, и кинофильм они будут смотреть с большим интересом. Кроме того, всегда любопытно увидеть — такими ли мы увидим главных персонажей, какими представляли себе при чтении книги.

Сюжет рассказа повествует о выступлении бродячих циркачей с пуделем по кличке Арто. На одной из дач мальчик по имени Трилли пожелал себе собаку, однако старый шарманщик не захотел продавать преданного щенка за любую сумму. В результате, циркачей выгнали. Немного позже еще один человек, дворник, попытался купить Арто, но также получил отказ.

Пожилой Мартын не мог обратиться к полицейским, так как накануне его паспорт был украден. Во время следующей ночи, пока все спали, мальчик по имени Сергей (помощник старика) незаметно забрался на дачу “Дружба” и сумел освободить собаку. После этого герои снова отправляются в путь.

О фильме

В кинокартине особенно выделяется игра актеров и то, как сюжет из одноименного рассказа воплотили на экране. Очень сильно впечатляет то, как ведет себя избалованный мальчик Трилли, который захотел приобрести собаку Арто. Более того, он поставил своим родным ультиматум, сказав, что не будет принимать лекарства, если они не купят ему этого щенка.

Становиться сразу понятно, что щенка заберут или похитят, а в завершении фильма вернут старому преданному хозяину. Банальность сюжета этой киноленты была дополнена революционными мотивами, однако фильм получился очень хорошим. В картинке особенно впечатляют шикарные виды Крыма и дачи, на которых циркачи проводили выступления.

Главную роль исполнил гениальный советский актер Виктор Григорьевич Кольцов. Он очень хорошо передал эмоции старого шарманщика после того, как тот обнаружил пропажу собаки.

Также в фильме присутствует красавица Наталья Гицерот, также очень хорошо передавшая эмоции госпожи Обольяниновой. К большому сожалению, большинство актеров, сыгравших в этом фильме, мы больше никогда не увидим на большом экране.

Вывод

Эта кинолента повествует о дружбе и верности, о том, что не имеет значения, беден ты или богат. Главное ценить те вещи, которые у тебя есть, и заботиться о тех, кто рядом и всегда верен тебе. Я бы посоветовал просмотреть картину «Белый пудель», а также прочитать одноименный рассказ Куприна, чтобы иметь лучшее представление о том, как жилось людям в те времена и в каких условиях они пребывали. Эту киноленту будет интересно посмотреть людям любого возраста.

Смотреть фильм «Белый пудель»:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Творческая
мастерская
по рассказу Александра Ивановича Куприна

«Белый пудель»

А.И.Куприн

Слайд 3Реальная основа
сюжета создания произведения. «в послеобеденное время заходили к

нам на дачу бродячие артисты – старик с шарманкой, лет

тринадцати мальчик Серёжа, акробат, и с ними дрессированный белый пудель. Как только раздавались звуки шарманки, к нашей даче стягивались зрители – турки-строители, работавшие на соседней даче, няньки с детьми с других дач и просто случайные прохожие. После представления старик получал деньги и Александр Иванович звал их обедать на террасу около кухни. Но они брали миски с едой и располагались под деревьями на берегу Селигирки. Старик был неразговорчив и старался о себе говорить как можно меньше. Зато Серёжа охотно делился своими планами. В длинных путешествиях по Крыму доходили они до Одессы. Там удалось Серёже однажды побывать в цирке, и с тех пор мечтает он стать настоящим акробатом. Рассказывал он Александру Ивановичу и о том, как однажды богатая барыня непременно требовала, чтобы ей продали пуделя, который очень понравился её мальчику. «Дедушка отказался отдать собаку. Барыня обозлилась на нас. Мы боялись, что она донесёт в полицию, да ещё скажет, что мы что-нибудь у неё украли, — рассказывал мальчик — поэтому мы скорее ушли из города»

Презентация на тему: » АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И. КУПРИНА «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА ИПО ХАЙРУЛЛИНА А.Н. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КАМАЛОВА Л. А.» — Транскрипт:

1

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И. КУПРИНА «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» ВЫПОЛНИЛА: СТУДЕНТКА 1 КУРСА ИПО ХАЙРУЛЛИНА А.Н. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: КАМАЛОВА Л. А.

2

БИОГРАФИЯ КУПРИНА Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям

Он автор широко известных рассказов для детей и о детях – «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.

3

СЮЖЕТ РАССКАЗА «БЕЛЫЙ ПУДЕЛЬ» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

4

Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

5

АНАЛИЗ РАССКАЗА Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли. На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка – всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.

6

АНАЛИЗ РАССКАЗА Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности. Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба – главные богатства в жизни человека.

7

АНАЛИЗ РАССКАЗА А.И. Куприн в рассказе показал, что преданность и дружба вовсе не нуждается в деньгах. Все зависит от состояния души человека. История заканчивается хорошо, а ведь могло быть совсем иначе. Автор специально так сделал, чтобы у ребят формировалось понятие, что добро сильнее зла. Дети должны знать, что не все можно купить на свете. К таким вещам относятся любовь и дружба.

8

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА kuprin-aleksandr-ivanovich#ixzz57lrjyfLh literature/kuprin/analiz-proizvedeniya-kuprina-belyj-pudel-5- klass

Специфические черты «Белого пуделя» Куприна

Сюжет и идейный посыл произведения сопрягается с приемами, которые автор использовал при написании рассказа. Основной прием Куприна – антитеза. Также писатель щедро использует контраст – для того, что показать истинные нравственные ценности.

Сущность антитезы и контраста

Контрастом в литературе называется прием, который состоит в резко выраженной противоположности качеств, характеристик, свойств, черт персонажа, описываемого феномена другому персонажу или ж феномену. Писатель противопоставляет благородство духа, способность к самоотверженности, человечности, доброте, честности и искренности черствости и бездушие. Власть и богатство портят человеческие души – это не секрет. Дружба – это истинное, крепкое чувство. Это означает умение заботиться, оберегать друг друга, заступаться за товарища, не оставлять в трудной ситуации. Доброта сопряжена с чуткостью, сердечностью, отзывчивостью, умением пожалеть, сочувствовать и сострадать.

Антитеза – это случай, литературный прием, порождающий специфический стиль произведения. При антитезе возникает резкое противопоставление определенных образов или понятий. Куприн использует эти приемы, чтобы показать, какое поведение писатель считает нравственно положительным, а какое – нравственно отрицательным. С другой стороны, полюсный характер «Белого пуделя» смягчается размышлениями и намеками на амбивалентность жизни, ведь даже у положительного героя шарманщика оказывается фальшивый паспорт.

Главные герои рассказы «Белый пудель»

Вопреки названию, данному произведению в честь пуделя Арто, по мере прочтения становится ясно: центральное действующее лицо в тексте – не собака. В центре находятся образы старого музыканта Мартына и его помощника – юного Сережи. С помощью характеристик поведения, личности персонажей, поступков Мартына и Сережи, автор раскрывает основные идеи и посыл произведения.

Контраст и антитеза, о которых мы говорили выше, активно используются писателем для того, чтобы изобразить социальные различия персонажей рассказа. К примеру, читатель замечает, что на Сереже надета бедная, латаная одежда. Штанишки сшиты из дешевой парусины, некогда служившей мешком. Курточка Сережи – старая, зашитая. Трилли же изображен в дорогом костюмчике. Более того, не только господа на даче носят дорогие наряды, но и прислуга. Писатель говорит, что и лакеи одевались во фраки, а дворник носил красивую, новенькую рубашку, сшитую из приятной розовой материи.

При описании богачей, Куприн подчеркивает скорее внешние черты. Это дорогие, роскошные одежды, крепкие, здоровые тела. Эти люди не отказывают себе в усладах, отдыхе и еде. Полнота – отличительная характеристика жителей «Дружбы». Артисты же тощие, худые, видно, что циркачи часто недоедают. Однако у Сережи фигура отличается гибкостью, силой, ведь ремесло юноши – акробатика. Возраст Мартына виден по телу музыканта, которое описано бессильным и дряблым.

3.8

5
(
5

голосов
)

Анализ произведения

Само произведение разделено автором на шесть глав. Каждая из них имеет свою значимую содержательность и несет смысловую нагрузку. Для удобства анализа рассказа можно:

  1. Знакомство с бродячими музыкантами, циркачами.
  2. Поиск хорошего заработка.
  3. Приход к даче «Дружба», выступление и каприз Трилли.
  4. Знакомство с мамой мальчика и предложение о продаже пуделя.
  5. Кража Арто.
  6. Удивительное спасение друга, побег.

Это разделение просматривается и в создании авторского пейзажа с использованием игры света, тени (словесной). На пути мимо дач героям светит солнце. Их радуют распускающиеся цветы, шум моря, зеленая трава. Во время же ночного проникновения Сережи на дачу краски сгущаются. На пути освобождения ему встречаются темные кусты, синий лес, видятся черные силуэты.

Анализ рассказа Куприна строится вокруг контраста описываемых красок, противопоставления персонажей и характеров, личностных качеств, природных картин. Это можно понять, если прочитать внимательнее фрагмент спора между богатой барыней и бродячими артистами. В центре повествования стоит именно эта картина.

Для богачки пудель Арто — очередная игрушка, простая вещь, которую можно купить. Для Лодыжкина и Сережи — это верный, преданный друг, спасение которого для мальчика вовсе важнее жизни.

Характеристика персонажей

  1. Трилли — капризный маленький барин, который ни в чём не знает отказа. Его отец занимался строительством железной дороги и был миллионером. Именно поэтому сумма в три сотни за какую-то бродячую собаку не казалась этой семье такой огромной. Мальчик был единственным ребёнком и наследником, поэтому нет ничего удивительного, что родители его сильно баловали.
  2. Барыня — мать Трилли. По-своему несчастная женщина, готовая встать на колени перед своим сыном, лишь бы тот прекратил истерику.
  3. Дворник — мужчина крепкого телосложения, готовый даже пойти на кражу, лишь бы избежать гнева своей хозяйки и истерики молодого барина.

Барыня вполне могла приказать купить похожую собаку за гораздо меньшие деньги и не толкать своего подчинённого на преступление. Трилли — просто избалованный ребёнок с испорченной психикой, в чём тоже виновато родительское воспитание.

Старый шарманщик

С первых строк становится понятно, что старик прожил трудную, но очень интересную жизнь. Во время своего путешествия он рассказывает Серёже о разных диковинных растениях, людях и городах, где он это всё видел:

Несмотря на тяжёлые условия, характер старика не озлобился. Для своего подопечного он всегда оставался человеком:

  • доброй души;
  • веселого нрава;
  • с любовью к жизни.

Сожалел дед Лодыжкин только об одном плохом поступке — подделке паспорта. На это мужчину толкнула жизнь, так как собственный документ у него украли, а совсем без бумаги передвигаться по стране было очень сложно. Однако обращаться с таким паспортом к представителям закона старик опасался, так как не знал, кем был этот Лодыжка — человек, чью личность он присвоил.

О доброте старика говорит и тот факт, что Серёжа не был его внуком. Дед его практически спас от пьяницы-родственника, выкупив за деньги.

Даже то, как старый шарманщик разделил скудный ужин, уже вызывает у читателя чувство уважения к этому герою. Разломав хлеб, себе он оставил самый маленький кусок. Большой отдал мальчику — он растёт, ему надо, поменьше — собаке, так как пёс тоже зарабатывает своим трудом, выступая перед публикой.

Старика Лодыжкина можно назвать положительным персонажем с лёгким налётом сентиментальности (одушевление шарманки) и мудростью, присутствующей только у людей, которые прошли долгий и трудный жизненный путь.

Юный акробат Серёжа

О прошлой жизни мальчика мало написано в рассказе. Известно, что старик взял его в аренду у какого-то пьяницы, который, по-видимому, являлся родственником мальчика. Дед обязался выплачивать мужчине определённую сумму каждый месяц, но вскоре тот умер, а ребёнок так и остался у шарманщика.

Серёжа мог прочитать название усадьбы по буквам. Это говорит об уме и сообразительности паренька, так как он вряд ли сумел получить где-то образование, скорее всего, научился сам. Автор описывает мальчика как худого, но с ра́звитой мускулатурой. Характер у ребёнка был добрый, но упрямый. Об этом можно судить по его поступку, когда Серёжа отважился выкрасть собаку из барского дома.

Смелость — характе́рная черта образа Серёжи. Он, не боясь, заходил в каждый дом первым, а ведь не всегда артистам оказывали радушный приём, могли и выгнать, и побить. Паренёк только на миг испугался дворника, когда вернулся ночью за собакой. Не побоялся он и проделать длинный обратный путь до барской дачи в ночное время.

Пудель Арто

То, что пёс может иметь своё мнение, говорит о неординарных умственных способностях Арто. Об этом же можно судить по фрагменту в рассказе, где Серёжа ищет собаку во дворе барской дачи. Пёс, учуяв хозяина, подаёт голос, указывая на своё местоположение.

Несмотря на небольшие размеры, Арто отличался смелостью. Почуяв опасность для юного хозяина и угрозу со стороны дворника, пудель срывается с поводка и напада́ет на огромного мужчину, давая тем самым возможность Серёже убежать. Пуделя Арто можно смело назвать не только положительным, но и самым милым персонажем во всей этой истории.

I

Узкими горными тропинками, от одного дачного поселка до другого, пробиралась вдоль южного берега Крыма маленькая бродячая труппа. Впереди обыкновенно бежал, свесив набок длинный розовый язык, белый пудель Арто, остриженный наподобие льва. У перекрестков он останавливался и, махая хвостом, вопросительно оглядывался назад. По каким-то ему одному известным признакам он всегда безошибочно узнавал дорогу и, весело болтая мохнатыми ушами, кидался галопом вперед. За собакой шел двенадцатилетний мальчик Сергей, который держал под левым локтем свернутый ковер для акробатических упражнений, а в правой нес тесную и грязную клетку со щеглом, обученным вытаскивать из ящика разноцветные бумажки с предсказаниями на будущую жизнь. Наконец сзади плелся старший член труппы — дедушка Мартын Лодыжкин, с шарманкой на скрюченной спине.

Шарманка была старинная, страдавшая хрипотой, кашлем и перенесшая на своем веку не один десяток починок. Играла она две вещи: унылый немецкий вальс Лаунера и галоп из «Путешествия в Китай» — обе бывшие в моде лет тридцать — сорок тому назад, но теперь всеми позабытые. Кроме того, были в шарманке две предательские трубы. У одной — дискантовой — пропал голос; она совсем не играла, и поэтому, когда до нее доходила очередь, то вся музыка начинала как бы заикаться, прихрамывать и спотыкаться. У другой трубы, издававшей низкий звук, не сразу открывался клапан: раз загудев, она тянула одну и ту же басовую ноту, заглушая и сбивая все другие звуки, до тех пор пока ей вдруг не приходило желание замолчать. Дедушка сам сознавал эти недостатки своей машины и иногда замечал шутливо, но с оттенком тайной грусти:

— Что поделаешь?.. Древний орган… простудный… Заиграешь — дачники обижаются: «Фу, говорят, гадость какая!» А ведь пьесы были очень хорошие, модные, но только нынешние господа нашей музыки совсем не обожают. Им сейчас «Гейшу» подавай, «Под двуглавым орлом», из «Продавца птиц» — вальс. Опять-таки трубы эти… Носил я орган к мастеру — и чинить не берется. «Надо, говорит, новые трубы ставить, а лучше всего, говорит, продай ты свою кислую дребедень в музей… вроде как какой-нибудь памятник…» Ну, да уж ладно! Кормила она нас с тобой, Сергей, до сих пор, бог даст и еще покормит.

Дедушка Мартын Лодыжкин любил свою шарманку так, как можно любить только живое, близкое, пожалуй даже родственное существо. Свыкнувшись с ней за многие годы тяжелой бродячей жизни, он стал, наконец, видеть в ней что-то одухотворенное, почти сознательное. Случалось иногда, что ночью, во время ночлега где-нибудь на грязном постоялом дворе, шарманка, стоявшая на полу рядом с дедушкиным изголовьем, вдруг издавала слабый звук, печальный, одинокий и дрожащий, точно старческий вздох. Тогда Лодыжкин тихо гладил ее по резному боку и шептал ласково:

— Что, брат? Жалуешься?.. А ты терпи…

Столько же, сколько шарманку, может быть даже немного больше, он любил своих младших спутников в вечных скитаниях: пуделя Арто и маленького Сергея. Мальчика он взял пять лет тому назад «напрокат» у забулдыги, вдового сапожника, обязавшись за это уплачивать по два рубля в месяц. Но сапожник вскоре умер, и Сергей остался навеки связанным с дедушкой и душою и мелкими житейскими интересами.

Белый пудель
2 стр. →
Страницы: 1          Всего 6 страниц

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2023Обратная связь

Читательский дневник по рассказу «Белый пудель» Александра Куприна

Название произведения: «Белый пудель».

Число страниц: 24.

Жанр: рассказ.

Главные герои: Серёжа, Дедушка, Арто.

Второстепенные герои: Трилли, дворник, дама.

Характеристика главных героев:

Серёжа. Ловкий и гибкий мальчик 12 лет. Честный и добрый. Верный друг, который не бросает в беде.

Дедушка. Мартын Лодыжкин. Шарманщик. Добрый бродяга, не в ладах с полицией.

Характеристика второстепенных героев:

Трилли. Избалованный мальчик 10 лет. Привык, что все его капризы выполняют.

Дворник. Верный слуга дамы. Вор и обманщик.

Дама. Жена инженера. Важная, надменная.

Краткое содержание рассказа «Белый пудель»

В Крыму бродили мальчик Серёжа, дедушка Лодыжкин и пудель Арто. Они давали представления и тем зарабатывали на жизнь.

В тот день им не удалось ничего заработать и они прошли на дачу «Дружба». Дедушка стал играть, Серёжа делать сальто, а Арто показывать трюки. Их хотели прогнать, но мальчик Трилли захотел посмотреть на собачку. Важная дама стала предлагать за Арто сто и двести рублей.

Но артисты ушли рассмеявшись. Они не понимали, как можно продать друга.

Чуть позже их догнал хмурый дворник с дачи и стал уговаривать продать пуделя. Не получив согласия, дворник дождался момента и выкрал собаку.

Велико было горе Серёжи и дедушки. Но обратиться в полицию они не могли. Ведь дедушка Лодыжкин жил по чужому паспорту.

Артисты добрались до Алупки и там заночевали. Но ночью Серёжа тайком ушёл на дачу «Дружба». Он перебрался через ограду, нашёл Арто и освободил его. Им вдвоём удалось сбежать от погони и радостный Серёжа с довольным пуделем вернулись к дедушке.

План произведения:

  1. Бродячие артисты.
  2. Неудачный день.
  3. Дача с красивым названием «Дружба».
  4. Арто не продаётся.
  5. Купание.
  6. Дворник следит за артистами.
  7. Похищение пуделя и история дедушки.
  8. Серёжа спасает Арто.

Основная мысль рассказа

Главная мысль произведения состоит в том, что друзей не бросают.

Основная идея в том, что домашние животные могут быть такими же верными друзьями как человек.

Чему учит произведение

Учит любить животных, не предавать и не бросать их. Учит ответственности перед теми, кого мы приручили. Учит смелости, решительности, находчивости.

Краткий отзыв по произведению «Белый пудель» для читательского дневника

Этот замечательный рассказ написал русский писатель Александр Куприн.

Его главными героями оказываются мальчик Серёжа и пудель Арто. Между ними уже давно была настоящая дружба, и Серёжа с дедушкой считали пуделя частью семьи.

Они много пережили вместе, но ещё никто не предлагал продать пуделя. Услышав эти слова от богатой дамы, герои только рассмеялись, настолько нелепой показалась им мысль продать друга.

А когда пуделя выкрали, Серёжа не раздумывая бросился выручать Арто. Он героически пролез в барский сад и освободит собаку. Он проявил мужество и решительность.

Этот рассказ заставляет задуматься о нескольких вещах, но прежде всего о том, какими верными могут быть наши четвероногие питомцы. И что дружба между человеком и животным ничуть не слабее, чем с другими людьми.

Автор хотел сказать читателю, что ради друга можно рискнуть и жизнью, если потребуется

И неважно, кто этот друг, собака или человек

Я всем советую прочитать этот замечательный рассказ, и никогда не обижать наших питомцев.

Пословицы к произведению:

  • Друг познаётся в беде.
  • Сам погибай, а товарища выручай.
  • Назвался другом — помогай в беде.
  • Всякая помощь хороша вовремя.
  • Другим не поможем — сами пропадём.

Словарь неизвестных слов:

  • Забулдыга — пьяница.
  • Кизил — южный кустарник.
  • Гривенник — десять копеек.
  • Заколодило — пошло не так, всё наперекосяк.
  • Реомюр — имеется ввиду термометр.

Ещё читательские дневники по произведениям А. Куприна:

  • «Слон»
  • «Барбос и Жулька»
  • «Ю-ю»
  • «Чудесный доктор»

Библиотека произведений автора пополняется.

Краткий сюжет

По Крыму путешествовала небольшая труппа бродячих артистов-циркачей. В ее состав входил старик-шарманщик Мартын Лодыжкин, мальчишка Сережа, занимавшийся акробатикой, и красивый белоснежный пудель по кличке Арто. Они не были известными, поэтому пытались заработать на кусок хлеба, переходя из одного города в другой. Небольшие представления пользовались популярностью у местной публики. Вырученных денег артистам хватало на то, чтобы сводить концы с концами (покупать еду и платить за ночлег).

В один прекрасный летний денек, когда, казалось бы, можно было выручить немного денег, героям не удалось ничего заработать. Они подходили к домам с богато оформленными фасадами, но никто не желал подкинуть копеечку выступающим. Подойдя к даче «Дружба», герои встретили капризного мальчика Трилли. За ним по пятам следует нянька, тщетно пытающаяся успокоить дитя.

Привыкший получать всегда то, чего хочет, новый знакомый захотел стать хозяином Арто. Больно понравился ему кудрявый пудель. Бродячие артисты прошли в дачный двор, чтобы показать свое представление. Этого избалованному Трилли было мало. Он захотел оставить цирковую собаку себе. В бой за нового питомца вступила мать богатого наследника

Она считала себя важной дамой с большой буквы, предложила Мартыну огромную денежную сумму за пса. Но шарманщик отказался от сделки

Артисты были выгнаны со двора без гроша в кармане.

Но хозяева дачи не стали так легко сдаваться. Они подослали к труппе дворника, снова предложившего вознаграждение за собаку. Героям пришлось спать голодными. Поутру циркачи обнаружили, что Арто пропал. Его выкрал дворник. Но старый музыкант не мог обратиться в полицию, так как владел только поддельным паспортом.

Тогда акробат решает пробраться на дачу, чтобы помочь выбраться псу на волю. Что ему с успехом удается сделать. Мальчик догадывается, что столь высокомерные люди не будут держать собаку в доме. Он слышит вдалеке тонкий лай и начинает звать по кличке четвероногого друга. Пес перегрызает веревку и подбегает к истинному хозяину. Вместе друзья спасаются от погони, устроенной владельцами дачи.

Второстепенные персонажи

Дворник

Служит в богатом доме, мужчина средних лет.

Здоровый мужик мрачного вида, одет в нарядную рубашку. Подобострастно относится к своим господам, всячески старается выслужиться. Рад исполнить любую просьбу хозяев. Когда ему приказали купить Арто, требует Лодыжкина продать собаку, считает, что всё можно купить. С завистью рассказывает о богатых хозяевах, которые не считают денег. Не понимает, почему старик отказывается продать пуделя, ведь на такие деньги можно магазин открыть. Глупый и подлый человек хитростью уводит собаку.

Трилли

Маленький мальчик, господский сын.

Избалованный и капризный мальчик. Его родители богаты и выполняют все его капризы. Считает, что все должны плясать под его дудку. Эгоистичный, он никого не любит, потому что его этому не научили. Всё ему достается легко, и он думает, что так и должно быть. Чего не получает сразу, можно добиться слезами и истерикой. Глупый, пустой и испорченный мальчишка.

Мать маленького Трилли.

Высокомерная дама, классическая представительница дворянской знати. Привыкла жить в роскоши, приучает к этому и своего сына. Чтобы он выпил лекарство, дама предлагает ему деньги и всё, что он ни пожелает. Когда Трилли просит собаку, она ни минуты не сомневается, что старик тут же продаст пуделя. Удивляется и приходит в негодование, получая отказ. Предлагает любые деньги, лишь бы выполнить каприз Трилли.

Главные герои “Белого пуделя”

Мартын Лодыжкин

Лодыжкин и Арто

Старый шарманщик, путешествующий с мальчиком Серёжей и старым пуделем по имени Арто. Шарманка у него старая, “нездоровая”, по выражению Куприна, что подчёркивает его бедность. Характеристика этого главного героя “Белого пуделя” такова – это добрый старик, у которого в жизни нет ничего, кроме Серёжи и Арто. Он не отчаивается, несмотря на то, что их постоянно выгоняют с дорогих дач, не позволяя даже начать выступление. При этом Лодыжкин всегда ведёт себя тихо и культурно, и он заботится о Серёже, постоянно рассказывая ему о красивой жизни, хотя тот в неё и не верит, считая её сказками. Но старик искренне переживает за мальчика и за его дальнейшую судьбу, хотя Серёжа ему даже не родной сын или внук – он просто его приютил. К пуделю Арто Лодыжкин тоже крайне привязан, собака для него является близким другом. Когда ему предлагают продать Арто за огромную сумму в 300 рублей, на которую можно открыть, например, бакалейную лавку, старик, не задумываясь, отказывается, потому что друзья не продаются. Несмотря на все невзгоды, Мартын Лодыжкин всегда старается видеть в людях что-то хорошее, и даже тогда, когда им не платят за выступление, он старается найти оправдание для людей, которые выгнали их, не заплатив. При этом Лодыжкин – человек гордый, не лишённый чувства собственного достоинства.

Серёжа

Серёжа, один из главных героев «Белого пуделя»

Подросток, которого приютил Лодыжкин, забравший его у отца-сапожника, который постоянно пил, а потом, как стало известно, из-за этого умер. Жизнь у Серёжи суровая, он стал акробатом, и путешествуя со стариком и его собакой, он стал акробатом, чтобы зарабатывать себе на жизнь. Этот главный герой отличается честностью, добротой и смелостью. Можно отметить также, что Серёже пришлось рано повзрослеть, он не по годам рассудителен и умён, и он отлично знает, каким тяжёлым трудом достаются деньги. Серёжа привязан к Лодыжкину и Арто, и, когда собаку похищают, он, не задумываясь, рискует собой, чтобы спасти старого пуделя, пропажа которого разбила Лодыжкину сердце. По ходу произведения Серёжа не раз демонстрирует свой ум, верно оценивая происходящие вокруг события и неплохо разбираясь в поведении окружающих их людей. Когда-то старый шарманщик фактически спас его, забрав от отца-алкоголика, которому до него не было дела, и теперь Серёжа платит ему благодарностью и заботой.

Арто

Пудель Арто, в честь которого и назван рассказ Куприна

На редкость умная и учёная собака, которая для Лодыжкина и Серёжи является другом и компаньоном, полноправным членом их маленькой группы, а не имуществом. Именно в честь этого главного героя названа повесть “Белый пудель”. Когда капризный ребёнок богатой дамы, впечатлённый выступлением бродячх циркачей, требует купить Арто, ему отказывают. Тогда Арто похищает дворник, приманив его колбасой, и Лодыжкин даже не может обратиться в полицию по этому поводу, потому что паспорт у него давно украли, и с тех пор пользуется чужими документами, купленными “у какого-то грека”. После похищения Арто Лодыжкин пребывает в отчаянии, но Серёжа проявляет смекалку и отвагу, тайком пробравшись в дачную усадьбу и выкрав Арто обратно.

Кратко

В произведении «Белый пудель», созданном писателем Александром Ивановичем Куприным, рассказывается о том, как зарабатывали на жизнь бедные люди в России до революции.

Маленькой бродячей труппе (старику – шарманщику Мартыну, двенадцатилетнему Сергею и белому пуделю Арто) приходилось часто переходить из одного населённого пункта в другой. Артисты показывали небольшие цирковые представления и жили на деньги, которые им давали зрители.

В один из летних дней они не смогли ничего заработать. Но артисты упорно переходили от одной богатой дачи к другой. Вот они оказались около дома, из которого выбежал капризный мальчик с гувернантками и прислугой. Ему очень понравилась белая собачка. Артисты были приглашены во двор для показа представления. После капризуля потребовал, чтобы пудель остался с ним. Мать мальчика согласна была заплатить за животное крупную сумму, но Мартын не согласился. Тогда артистов без денег выгнали со двора.

Вечером дворник разыскал бродячую труппу и снова предложил деньги за собаку. Но снова получил отказ. Когда мужчина ушёл, пришлось и людям, и собаке ложиться спать на голодный желудок. Засыпая, Мартын думал, что надо бы купить Сергею новое трико для выступлений. Утром обнаружилось, что Арто пропал. Мальчик и старик поняли, что пуделя украл дворник, но не могли обратиться в полицию, потому что у Мартына был фальшивый паспорт.

Люди представления не имели, как дальше зарабатывать деньги. Ведь без собаки, которая так нравилась зрителям, им будет очень трудно за свои выступления получать больше денежных средств.

Поздним вечером Серёжа решил идти к богатому дому и попытаться что-нибудь узнать про Арто. В одном из подсобных помещений мальчик нашёл четвероногого друга. Пудель, узнав хозяина, начал лаять и разбудил дворника. Пришлось Сергею бежать, а вместе с ним убежал и пёс.

Произведение учит тому, что не следует брать себе то, что принадлежит другим.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Идеальная мама
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: