Введение
Определение путей дальнейшего культурного развития стало предметом острых разногласий в российском обществе. Диапазон предлагаемых вариантов был чрезвычайно широк — от следования западным образцам до отстаивания изоляционизма. С одной стороны, российская культура оказалась свободна для творчества, открыта для мировой культуры, она интенсивно осваивала все художественные стили и формы, все эстетические течения, существующие в мировой культуре, деятели культуры и искусства активно включились в мировую творческую жизнь, гастроли, фестивали, международные конкурсы, с другой стороны, с переходом к рыночным отношениям роль регулятора творческого процесса перешла к потребителю художественных ценностей — зрителю, читателю, слушателю. Потребление культуры стало одной из составных частей «потребительской корзины» в российском обществе. А это неизбежно вело к коммерциализации искусства, его ориентации на массового потребителя. К тому же, находясь «внутри» своего времени, людям трудно, почти невозможно, определить, какие факты современной культурной жизни важны, определяют магистральное направление развития культуры, а какие безвозвратно уйдут в прошлое в силу своей малозначительности.
Изобразительное искусство и монументальная скульптура
Скульптура, главными атрибутами которой в течение многих веков являлись трехмерность и объем, относится к самым старейшим и самым традиционным жанрам изобразительного искусства. В XX веке консервативность скульптуры сыграла с ней злую шутку, оставив ее на время за границей тех глобальных изменений, которые произошли в искусстве в новейшее время.
Эксперименты в области живописи, расцвет фотографии, появление медийного искусства и прочие изменения менее всего коснулись скульптуры, адепты которой наиболее стойко сопротивлялись нарушению многовековых канонов. Сложность и дороговизна процесса производства не привлекала наиболее радикально мыслящих независимых художников к поискам в этой области: им проще было вообще отказаться от этого жанра, используя трехмерный язык для создания совершенно новых высказываний – объектов, инсталляций и паблик арта.
В результате к началу XXI тысячелетия внешние и внутренние границы скульптуры оказались столь размыты, что скульптура в старом понимании этого слова осталась лишь одним из широкого диапазона форматов того, что сейчас подразумевается под понятием современной скульптуры. Только в последнее время известного российского художника Бориса Орлова в каталоге его персональной ретроспективной выставки «Воинство земное и воинство небесное» называют «одним из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене», а группа АЕС позиционирует свои последние работы как скульптуру. Более того, многие известные и молодые художники, достигнув определенного успеха, переходят к работе в трехмерном жанре. О скульптуре говорят, о ней пишут, скульптура стала модным, возвращающимся в современный дискурс трендом.
Российский кинематограф в 20-21 вв.
Поговорим о Российском кино в конце 20 и начале 21 века. Кино СССР, что отличает его от российского кино, несмотря на то, что русский язык является преобладающим в обоих жанрах, включает кинофильмы стран, составляющих СССР, отражающих элементы предсоветской культуры, языка и истории, проходящие через цензуру правительства. После Сталина советским кинопроизводителям дали больше свободы, и они могли снимать то, что, по их мнению, является желаемым для зрителей. Однако, киноиндустрия по-прежнему проверялась правительством, и если какой-нибудь материал был найден политически оскорбительным или нежелательным, он был или удален, отредактирован, повторно снят, или отложен. В редких случаях кинопроизводителям удалось убедить правительство в невинности их работы, и фильм был выпущен.
Непосредственно российское кино сегодня существует еще недолгий срок, но и в нем есть свои шедевры – по миру прогремели блокбастеры Ночной и Дневной дозор, и многие др. фильмы. После 2014 года можно с уверенностью констатировать возрождение отечественного кино из пепла унылой серости и чернухи кинематографа 90-х и грубого подражания американском фильмам первого десятилетия 2000-х. Конечно, в 90-е и начале 2000-х были фильмы, о которых нельзя говорить без восхищения: «Сибирский цирюльник» и «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова, военная драма Николая Лебедева «Звезда» и культовые фильмы «Брат» и «Брат 2». Однако, в общей массе, российское кино было безликим. Возрождение началось после 2010 года. А уж после 2014 можно констатировать рост числа не только высококлассных фильмов, но и качественных отечественных сериалов.
Допинговый скандал и провокации со стороны агрессивно настроенных западных стран дали толчок для развития патриотического кино. Стали появляться хорошие спортивные драмы, спортивные биографии и комедии.
В 2017-2019 некоторые отечественные фильмы стали брать кассу лучше, чем зарубежные. Современное отечественное кино грешит попытками скопировать приемы Голливуда. Многие режиссеры на государственные деньги снимают откровенную халтуру или русофобскую бездарщину. Проблемы российского кинематографа кроются не только в режиссерах, но и в актерах. Уровень актерской игры у большинства популярных молодых актеров не дотягивает до среднего уровня. Отсутствует желание выкладываться на съемочной площадке. Несмотря на эти проблемы, в прокат выходят качественные добротные фильмы и сериалы: «Хижина должника», «Один вздох». Наметилось возрождение отечественной фантастики
Внимание привлекли такие фильмы как «Аванпост» и «Кома». Однако есть фильмы вызывающие как минимум недоумение
Ярким примером неудачного фильма является «Спутник». Однако есть надежда, что на экранах кинотеатров будут появляться качественные отечественные фильмы в жанре фантастика.
По-прежнему много людей покупают билеты на бездарные «супергеройские блокбастеры». Но нашим режиссерам и сценаристам нужно продолжать работать над созданием качественного кино. Тогда зрители будут больше смотреть отечественные фильмы, узнавать знакомые типажи, а не тратить деньги на бездушные фильмы выживающего из ума Голливуда.
Литература
- История России. Учебник. Орлов А.С., Георгиев В.А. М.: Прогресс 2006
- Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века / Под ред. Керова Валерий Всеволодович – М.: Астрель, 2009
- Минералов Ю.И. История русской литературы: 90-е годы XX века – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Отечественный кинематограф
В 2000-х годах российский кинематограф оказался в плачевном состоянии. В производство вливались сомнительные инвесторы, а зрителей в кинотеатрах было мало. Дела пошли лучше с укреплением экономики: в больших городах стали появляться кинозалы, доход у рядового зрителя вырос, поэтому теперь он мог тратить деньги на развлечения.
Продюсеры стали предлагать зрителю разнообразный контент: научную фантастику, военные драмы, ремейки советских шедевров и авторское кино. Но, как и в 90-х годах, бо́льшую часть кинематографа составляли фильмы про бандитов. Первым прорывом можно считать «Ночной дозор», позже появились и «свежие» авторы: Хомерики, Хлебников, Быков. Заявили о себе режиссеры, не боящиеся рассказывать о кризисных явлениях в стране, об актуальных проблемах, которые почти невозможно решить, об угрозах, которые стоят перед обществом. Больше всего рядовой зритель предпочитает фильмы о войне:
- «В августе 44-го»;
- «Сталинград»;
- «Брестская крепость»;
- «9 рота».
Объяснить популярность таких фильмов можно. Во-первых, подобные кинокартины продолжают традиции советских фильмов о войне, напоминают о прошлом. Во-вторых, они почти всегда подходят зрителям разных возрастов и полов, характеризуются разнообразием: здесь есть и спецэффекты, и драма, а нередко и любовная линия.
Российские картины нередко посещают зарубежные кинофестивали. Наиболее популярный режиссер международного сообщества — Андрей Звягинцев. Его можно узнать по фильмам «Левиафан», «Елена» и т. д. Звягинцева отмечали в Каннах, а «Левиафан» даже был номинирован на «Оскар».
Немного истории
После распада СССР в 90-х годах единая культура, существовавшая в стране, распалась на более мелкие части, образовав субкультуры. Между ними нарастало напряжение, так как по своей сути они были разными и существовать в едином социокультурном пространстве не могли.
Новое государство, сформированное после распада Советского Союза, оказалось в иных экономических, культурных и политических условиях. Современная культура очутилась в новых реалиях. Конечно, появилось много плюсов, ведь она перестала подвергаться жесткой цензуре, но без минусов тоже не обошлось, поскольку ее деятели потеряли главного заказчика — государство.
Так как культуру почти никто не контролировал, формировать ее пришлось самому обществу. В народе появились разногласия: одни считали, что отсутствие общей идеи приведет к кризису, другие были уверены, что культура станет развиваться естественным путем.
Устранение идеологических барьеров благотворно повлияло на создание духовной культуры. Но экономические проблемы и переход к рыночной экономике поспособствовали ее коммерциализации. Начался кризис современной культуры, она нуждалась в государственной поддержке, но ее не получила.
https://youtube.com/watch?v=_oRlLjP3Vt8
Государственные и национальные программы РФ
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 гг. (Распоряжение Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. N 2567‑р).
С 1 сентября 2013 г. вступает в силу федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее доктрина) — основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и устанавливающий приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 2000 г. № 751). Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года.
Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329‑ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. указано, что главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются:
— засилье продукции массовой культуры низкого качества, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев;
— противоправные посягательства на объекты культуры;
— попытки пересмотра взглядов на историю России, ее роль и место в мировой истории;
— пропаганда образа жизни, в основе которого — вседозволенность и насилие, расовая, национальная и религиозная нетерпимость;
— распространение философии потребительства в российском обществе в ущерб его духовному развитию;
— девальвация традиционных культурных и нравственных ценностей России;
— социальная несправедливость в современном российском обществе и недопустимо высокий уровень социального расслоения, которые препятствуют достижению национального единства;
— расширение культурно‑цивилизационных «разрывов» между субъектами Российской Федерации;
— информационное и цифровое неравенство;
— низкая результативность общественного контроля за этической стороной деятельности средств массовой информации;
— ослабление воспитательной роли российского образования, отсутствие в стране целостной и эффективной системы нравственного воспитания детей и молодежи.
Культура в 90-х годах
Политические и социальные изменения не могли отразиться и на российской культуре этого периода. Сокращение финансирования со стороны государства привели к значительному упадку уровня культурного развития в первой половине 90-х годов.
Главной особенностью культурной жизни было полное отвержение социального реализма. Деятели искусства все чаще обращались к концептуализму и пост-модернизму, однако признание приходило все же к представителям более консервативных течений, которые предпочитали афишировать свои достижения на публике.
Так фильм Н. Михалкова «Утомленные солнцем» был удостоен премии Оскар в 1995 г. Спустя год, не менее престижной наградой каннского кинофестиваля был награжден С. Бодров за фильм «Кавказский пленник».
Актуальной в этот период стала кино документалистика, в которой остро поднимались темы касаемо советского периода, а также обсуждались дальнейшие пути развития государства. Выпуск художественных фильмов в 90-х годах значительно сократился по причине недостаточного финансирования.
В 90-х значительно развивалась российская литература. Читатели знакомились с именами таких выдающихся литераторов как В. Аксенова, В. Астафьева, Ю. Нагибина. Г. Бакланова.
В этот период была полностью окончена реставрация Третьяковской галереи и цирка на Цветном бульваре. Активно возрождались исторические части наиболее крупных городов, которые были уничтожены большевиками еще в период революции.
Современное кино
Стремительно пролетевшие 90-е наделали много шума, привнесли множество нового и навязали столице новый капиталистический уклад, который веерообразно стал распространяться и по всей стране. К 2000-м годам Москва несколько успокоилась, достаточно упилась яркими блестками новизны и продолжила свой путь к топам крупнейших торгово-экономических городов мира, превращаясь в крупный современный коммерческий мегаполис.
(Отсутствие мест под парковки автомобилей, привело к вынужденной парковке с захватом тротуаров)
Первое с чем столкнулась современная Москва, это узкие улочки центральной части города, отсутствие нормальных автомобильных развязок и бесконечное количество растущих на дрожжах офисных зданий, а также переделки старых домов под торговые и офисные, когда зачастую историческое здание просто сносилось, уступая место современным «стекляшкам».
(Торговый центр на Сухаревской площади)
Почти у каждой станции метро, почти у каждого крупного перекрестка и улицы появлялись торговые центры, супермаркеты, мегамоллы. Таким образом, заменяя уже надоевшие вещевые и продуктовые рынки из прошлого десятилетия на новые более цивилизованные торговые комплексы. Уже привычный к дорогим покупкам народ, начал втягиваться в обыкновенный шоппинг по выходным дням.
(Ставшие привычными тронспортные пробки в 2000-е и в настоящее время )
Самое сложное с чем столкнулся город, это пробки. Уже с начала 2000-х годов пробки стали привычным делом в утренние и вечерние часы, и если раньше образовывались лишь локально в местах, которые можно было объехать, выбирая беспробочные маршруты, то с ростом количества автомобилей в 2000-х годах Москва стала вставать в многокилометровые пробки. Особенно, этому способствовали непогода и ежедневные перекрытия для проезда правительственных автомобилей.
(Торговый центр «Европейский»)
Транспортная структура развивалась медленно, если учитывать, что в 2003 году было полностью запущено 3-е транспортное кольцо, которое лишь на время помогла улучшить проблемную ситуацию движения в городе, то, можно смело сказать, транспорт и дорожное движение в 2000-е практически не развивалось. Зато с завидной скоростью возводились новые торговые центры и строились высотные, порой массивные жилые дома, отхватывая все больше и больше свободной у города территории.
(Строительство высотного жилого дома на Мосфильмовской улице)
Почти на всех крупных площадях города огромным заслоном встали торговые мегамоллы. особенно, среди них выделялись «Атриум», закрывший вид на Курский вокзал и ТЦ «Европейский», занявший гигантское место на площади, бывшего сквера, возле Киевского вокзала. Многие москвичи и гости столицы взяли за естественную привычку посещать по выходным крупные торговые центры, где можно было прикупить что-нибудь из бутика или обычного сетевого магазина, поесть, попить кофе, а также сходить на новый фильм в кино.
(Строительство торгово-бизнес комплекса «Москва-Сити»)
С каждым годом подрастали здания нового комплекса торговых небоскребов «Деловой центр Москва-Сити». Также и жителей и гостей в Москве с каждым годом становилось больше. Главной проблемой города стало растущее с каждым годом число приезжих гостей из стран недальнего зарубежья, особенно, пребывающих нелегально. Да и на улицах города стало постепенно стираться привычное лицо москвича. Город потянулся за столицами мира и стал чем-то похож на них, переняв привычки современного уклада жизни.
(Парк Победы на поклонной горе)
Если в рабочие дни москвичи проводили часы в пробках при перемещении по городу, то в выходные многие жители с удовольствием посещают парки и места отдыха. Так Парк Победы стал одним из любимейших мест отдыха у москвичей в 2000-е годы и по нынешние дни. Здесь можно и покататься на роликах, и посидеть в уличном кафе, и просто погулять по холмистым парковым аллеям комплекса. Так, если в рабочие дни большую нагрузку в потоках людей и машин испытывал центр города, то в выходные основные транспортные нагрузки перемещались к местам парков, торговых центров, крупные из которых старались расположиться по оживленным окраинам города.
(Патриаршие пруды, оставшиеся, к счастью, не тронутыми современным временем)
К счастью, современная урбанизация, уплотнение застроек и перевес в сторону коммерческого сектора в городе, все же не до конца захватило те исторически сложившиеся места, скверы, бульвары, где можно на мгновение отвлечься от невероятного потока жизни большого современного города.
-
Национальный вопрос в индии кратко
-
Европа в 21 веке кратко
-
Луиджи руссоло футуризм кратко
-
Карта гражданской войны кратко
- 230 фз кратко и понятно
Литература конца 20-го начала 21-го вв.
В своем терминологическом словаре «Арт-Азбука» Макс Фрай, авторский проект-персонаж, определяет как одну из родовых черт именно актуального искусства его стратегическую поведенческую нацеленность – на скандал. Современность может быть экстрагирована из содержания, темы, затронутых «вопросов», проблематики и пр. (и тогда говорится о современной литературе), а может – из поэтики (и тогда литература тоже может быть современной – но и актуальной!).
Так как история, практика и теория литературы постмодерна фактически совпадают, то теоретическая рефлексия и исторические соображения при всей их новизне и устремленности в будущее, что характерно не только для терминологии, но и для философии М. Эпштейна, не должны подменять собой художественный процесс и образное художественное сознание.
К началу ХХI века литература осознает кризисность своего существования, обнаруживает множественность путей тупикового развития, дробится и капсулируется. В современных условиях полемика почти обессмысливается и минимизируется – литература все более обособляется в кружке, элитарном салоне или объединении и одновременно приобретает «массового» читателя.
Литературные явления становятся предметом одноразового употребления – и закрытых интерпретаций. Общенациональные критерии подвергаются сомнению. Идет борьба между каноническим и неканоническим подходом к литературе: побеждают деиерархизация, эгалитаризм и релятивизм. Литературный империализм сменяется литературной демократией, упраздняющей понятие маргинальности. В критике предлагаются модели сосуществования множества литератур внутри русской литературы, «мультилитературы», литературной «радуги». Речь идет об одном и том же. Литература обогащает свои возможности за счет привлечения резервов маргинальных и внелитературных явлений. Образуются полузамкнутые центры литературной жизни в виде «тусовок». Разрастается премиальная система. Общие дискуссии в результате размывания понятия об общем литературном пространстве исчезают.
В начале 21 века в российской литературе особую популярность приобрели произведения постмодернистов – поэтов В. Друка, Г. Иртеньева, прозаиков B. Сорокина («Голубое сало»), В. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Generation «Р»»). Новые формы Т. Толстая («Кысь»), В. Ерофеев («Русская красавица») и др . Появилось множество авторов которые пишут о золотой молодежи, снова становится актуальной тема потерянного поколения, оставшегося без родины и культурных и моральных ценностей в силу беспредела девяностых.
В массовой культуре заметно превалирование популярной отечественной литературы над зарубежной. Эта тенденция четко видна начина с 2000 года.
Серийные детективы западных авторов почти вытеснены такого же уровня произведениями А. Марининой, В. Корецкого, Д. Донцовой и др. Появился российский «женский роман».
Все вышеизложенное приводит к парадоксальному видоизменению традиционного положения и функционирования литературы – при значительном расширении ее эстетических возможностей одновременно сокращается ее общественная влиятельность.
Архитектура в России конца 20 начала 21 века
Начало XXI века позволило более объективно взглянуть на западную архитектуру XX века, подвести итог противоречивой стилистике прошлого столетия. Предыстория современной архитектуры ХХ века, истоки которой зарождались во второй половине XIX века под влиянием бурного развития промышленности, прогресса науки и техники. В этот период складываются социальные, экономические, технические и художественные предпосылки возникновения новой архитектуры ХХ века.
Вид на Москва-Сити с Воробьевых Гор
Каждое время рождает свою архитектуру – конструктив самосознания, более или менее честный скелет эпохи. Наше с вами беспородное «сегодня» – не исключение. Не смотря на почти полное отсутствие в постсоветском пространстве денег на эстетические капризы, в архитектуре появились определенные группы явлений, которые, хотя и с некоторой натяжкой, можно определить, как стилистические. Можно выделить три основных группы.
Первая группа – объединенный идеал всех советских Государственных институтов проектирования городов (ГИПроГрадов). В основном это – «элитарные» многоквартирные дома. То, что раньше проектировалось, но не воплощалось ввиду своей высокой стоимости и путем бесконечных упрощений и удешевлений превращалось в то, в чем мы жили. Но, поскольку заказчик на приличное жилье появился, мечта стала явью, хотя и очевидно устаревшей. Отличительные признаки стиля: пара-тройка полукруглых или многогранных ризалитов либо эркеров, часто фальшь-мансардная крыша, с фальшь-мансардными же окнами, вертикальные ряды лоджий, двухцветная, с обязательным присутствием охры, окраска фасадов. Объем здания ощутимо цельный, стабильный. Планировка квартир, увы, не слишком оригинальная и часто диктуется внешней формой здания и структурой фасадов, а не заботой о тех, для кого, собственно, все это строится. Фасады этих зданий пока узнаваемы, но лишь по причине абсолютной убогости традиционного фона жилых районов. В рекламных проспектах по продаже будущих квартир часто встречается фраза «с возможностью свободой планировки» (этим замечанием проектировщик заранее расписывается в невозможности предложить жильцам продуманную и оригинальную планировку квартир), но все же эти здания – безусловный прорыв по сравнению с советскими типовыми домами второй половины двадцатого века.
Вторая группа – архитектура демонстрации западных отделочных материалов и технических достижений. Это, в основном, общественные здания, будто специально созданные для доказательства совершенства алюминиевых листов и полос, структурного стекла, раздвижных дверей, искусственных мраморов и гранитов, натяжных потолков и, даже, обзорных лифтов. Объем здания – преувеличенный. И все же, создается впечатление, что такая архитектура – огромный прорыв в нашем самосознании. Каким-то непостижимым образом не наши высокотехнологичные материалы воспитывают нашу архитектуру, заставляют ее «подтянуть живот», быть внятной, лаконичной и точной.
В некоторых случаях такая тесная связь с материалом рождает даже что-то сродни свободному архитектурному замыслу, который давно царствует в цивилизованных странах. Третий – эксклюзивные здания, учитывающие «личность» заказчика. Это одноквартирные частные дома, в которых явно преобладает либо романский стиль, либо колониальная классика. Именно романский стиль мы узнаем в крутых крышах, вертикально дробленном объеме здания, массе башен и башенок, завершенных теми же крутыми крышами, разнокалиберных балконах и террасах. Колониальная классика, в принципе чуждая нашему географическому пространству, по-видимому, знак родства со столпами «дикого» капитализма Соединенных Штатов.
Оформление фасадов – традиционное, с широким применением заменителей черепицы (металлочерепица), заменителей традиционных окон (металлический стеклопакет «под дерево») и т.д. Эта архаика возникает не от убожества сознания архитекторов, а, скорее, от банальности заказа. Стремление заказчиков подчеркнуть свою значимость и, в то же время, построить что-нибудь оригинальное при отсутствии вкуса и неумении прислушиваться к мнению проектировщика, приводит к примитивному результату. Если к этому прибавить еще генетическую боязнь проникновения в свое жилье (несмотря на все современные средства охраны пространства), то становится понятно приверженность именно к этим стилям. Может быть, до чистого понятия «стиль» выделенным группам еще далеко, однако, ощущение, что зодчество сдвинулось с мертвой точки, все-таки есть.
Архитектура и скульптура
Параллельно создавалась современная городская среда. В Молочном переулке работал Ю. Григорян. В Малом Левшинском переулке жилые дома строили М. Лабазов и М. Савин. Архитектор А. Скокан спроектировал здание Московской межбанковской валютной биржи.
Многие здания были скопированы из западных образцов. Появилось огромное количество небоскребов, футуристических проектов, типа Москва-Сити.
В скульптуре преобладал новый традиционализм. Мастера применяли апробированные стилистические приемы, учитывая современное техническое обеспечение. Стоит выделить монументальные скульптурные композиции З. Церетели. Работы В. Клыкова, А. Комова, А. Рукавишникова. В направлении нового искусства работал М. Шемякин. Скульптор экспериментировал как с формами, так и с материалом.
Перспективы и проблемы культуры
В современной России культура переживает пограничное или межэпохальное состояние. С одной стороны, она подвержена влиянию социально-политических и экономических механизмов, с другой — тоже оказывает влияние на эти сферы. Наука называет подобное положение «переходным типом культуры». Это происходит, когда культура выходит за рамки прежнего состояния, но не достигает целостности.
Граждане нашей страны переживают этап переосмысления культурных ценностей и сущности само́й культуры. Все зависит от гражданской и социальной позиции, от духовного состояния человека, а также от того, насколько он осваивает богатство местной и мировой культуры.
Культурную ситуацию в РФ сложно оценить однозначно и кратко, потому что она крайне сложна и противоречива. Несмотря на это, специалисты могут выделить три основные проблемы:
- Коммерциализация культуры. Инвесторы предпочитают вкладывать деньги в развлекательную индустрию, забывая о таких институтах, как музеи, театры, библиотеки. Все эти направленности испытывают финансовые трудности, что ведет к их кризису. Особую тревогу вызывает младшее поколение, все больше отдаляющееся от духовных ценностей.
- Деидеологизация культуры и потеря государственной монополии. С одной стороны, творчество получило большую свободу, с другой — за его качеством следят уже не так тщательно, не всегда потребителю достается адекватная продукция.
- Духовная самобытность культуры РФ размывается, обычаи, традиции и образ жизни становятся унифицированными по образцу западных стран. В большей степени это относится к городским жителям. Из-за массового тиражирования западной культуры происходит утрата национально-культурной идентичности.
Но все не так плохо, как может показаться. Сегодня существуют и положительные факторы развития культуры:
- Появилось множество форм и видов творчества, стали развиваться общественные объединения, клубы, ассоциации.
- Культурный обмен стал богаче.
- Культура перестала быть изолированной.
- На выставки, в музеи и галереи вернули художественные работы, в театрах появились спектакли, которые раньше были запрещены.
- Гуманитарный потенциал продолжает осваиваться, становятся востребованными доклады и статьи по философии, социологии, психологии, экономике.
- Появляются специальные программы для поддержки той или иной отрасли культуры.
Культурная жизнь в современной России в какой-то степени все еще формируется и стоит перед чертой новых явлений, у нее есть потенциал. Его достаточно, чтобы ответить на вызов, который бросает современный мир.
Заключение
Пример перспективной для России формы участия в исследованиях и разработках мирового уровня, которая к тому же позволяет избежать очередной мощной волны эмиграции самых талантливых и одаренных россиян, — офшорное (контрактное) программирование, или выполнение заказов по разработке программного обеспечения для зарубежных компаний программистами по месту их проживания. Первые заказы с Запада на разработку программных продуктов появились уже в 1992-1993гг. В Москве,Санкт-Петербурге,Новосибирском Академгородке, Самаре, Казани и Нижнем Новгороде стали возникать фирмы, ориентированные преимущественно на Запад — американский, японский, немецкий или швейцарский рынок. Среди популярных отечественных программных продуктов: бухгалтерские системы 1С, редактор Lexicon, игры Lines и Tetris, программа распознавания текста FineReader, антивирусный пакет AVP Касперского, архиватор RAR Евгения Рошаля, файловые менеджеры DOS Navigator С. Тануркова и FAR того же Е. Рошаля, отечественные электронные словари«Мульти-Лекс»и Promt, пакет для организации дистанционного обучения «eLearning» петербургской компании «ГиперМетод» и др.